10 лучших картин великого Леонардо да Винчи - рейтинговое агенство SimpleRule

10 лучших картин великого Леонардо да Винчи

eye 190

Великий итальянский художник, учёный, инженер и музыкант Леонардо да Винчи был тем, кого называют «универсальным человеком». Его гений не ограничивался одной областью знания, распространяясь практически на все направления, доступные во времена Позднего Средневековья и итальянского Возрождения.

Наследие да Винчи включает огромное число произведений искусства. Он оставил после себя не менее 200 картин и фресок, а также невероятное количество эскизов (включая, например, «Витрувианского человека»). Многие из них известны во всём мире – как, например, «Мона Лиза»; другие – такие как «Благовещение» и «Крещение» – знамениты лишь среди ценителей средневекового искусства. Но каждая картина – настоящий шедевр.

И для тех, кто хочет прикоснуться к прекрасному, мы собрали 10 лучших картин великого Леонардо да Винчи.

10 лучших картин великого Леонардо да Винчи

«Благовещение» (Annunciazione)

Рейтинг: 4.1

Леонардо да Винчи

«Благовещение» – одна из первых картин Леонардо да Винчи. Она была написана предположительно в 1472-1475 года, когда будущий гениальный художник только учился живописи, работая в мастерской своего преподавателя – Верроккьо. Кстати, они совместно создали полотно «Крещение Христа», однако именно в «Благовещении» проявляется стиль великого мастера.

Именно «Благовещение» демонстрирует то, как именно да Винчи работал с объёмом и перспективой. Первый план картины – довольно «тяжёлый», поскольку выполнен в тёмных охристых тонах и имеет строгую геометрию. На «фронтальной» части полотна – множество прямых и наклонных линий, которые создают ощущение камерности. Кроме того, благодаря им формируется жёсткая реалистичная перспектива.

Такая композиция следует традиционному для средневековых художников стилю «ветроград заключённый». Он метафорически демонстрирует непорочность Девы Марии, демонстрируя цветущий сад, обрамлённый какими-либо стенами. На переднем плане картины изображён коленопреклонённый архангел Гавриил, стоящий на лужайке с растениями. Но она закрыта от заднего плана стеной.

Сам задний план – традиционен для произведений да Винчи. Он демонстрирует ландшафт, словно бы окутанный дымкой и потому кажущийся лёгким и воздушным. Но при этом задний план весьма детализирован – там нашлось место и для древесных крон, и для реки, и для портового города с башнями и мачтами кораблей.

«Иоанн Креститель» (Giovanni Battista)

Рейтинг: 4.2

«Иоанн Креститель» (Giovanni Battista)

Картина «Иоанн Креститель», написанная в 1514-1516 годах, относится к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи как художника. Она демонстрирует отход автора от религиозных сюжетов. Несмотря на то, что сам Иоанн Креститель – это, без сомнения, библейский персонаж, на картинке он изображён невероятно нестандартно.

Во многом это обусловлено тем, что в своих поздних полотнах да Винчи «полюбил» контрастный тёмный фон и смуфато – особый художественный приём, при котором очертания предметов и объектов на картине смягчаются, передавая окружающий воздух.

Несмотря на однозначно непривычную позу Иоанна Крестителя с поднятым вверх пальцем и не менее загадочной и игривой улыбкой, чем у Джоконды, детали полотна демонстрируют, что это – библейский персонаж. Шерстяная одежда, длинные волосы, тонкий крестик из тростника. Поднятая правая рука в сочетании с линией плеч усиливает мотив креста на картине.

Тем не менее, само изображение Иоанна Крестителя изнеженным и даже женоподобным демонстрирует, что под конец творческого периода Леонардо да Винчи отошёл от классического стиля. По сути, эта картина больше вписывается в концепции маньеризма.

Английский искусствовед Уолтер Пейтер, анализируя картину «Иоанн Креститель» в своём труде «Ренессанс», назвал улыбку изображённого персонажа «предательской».

«Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») (Madonna Benois)

Рейтинг: 4.3

«Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») (Madonna Benois)

И снова возвращаемся к раннему творчеству Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа» – одна из самых известны картин времён Возрождения, поскольку демонстрирует отход живописцев от классического стиля и начало восхваления красоты духовной через красоту телесную.

«Мадонна Бенуа» была написана в рамках диптиха в 1478-1480 годах. Некоторые искусствоведы предполагают, что эти картины – первые, созданные да Винчи самостоятельно, без участия Верроккьо или других учеников его школы. Собственный стиль художника, проявляющийся через контраст тёмных и тёплых оттенков, а также воздушные «задники», в этой работе уже проявляется – но, тем не менее, он описается на классические подходы, свойственные флорентийским авторам XV века.

Сюжет картины весьма спорен. Религиозная сцена преподносится как бытовая, без излишней напыщенности. Мадонна одета по последнему писку флорентийской моды конца XV века и носит актуальную причёску. Она играет с младенцем, сыном, протягивая ему букетик крестоцвета – растения, считающегося символом христианской веры. И он принимает его как игрушку.

Отчасти такой подход и сделал «Мадонну Бенуа» невероятно известной. Она в дальнейшем вдохновила и итальянских, и нидерландских художников. Например, и Рафаэль, и Лоренцо ди Креди в своих работах изображали Мадонну как молодую мать, современницу художников, сидящей в «три четверти», с тёмным фотоном и небольшим окошком на «заднике».

«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)

Рейтинг: 4.4

«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)

«Мадонна в скалах» – это не одна, а целых две картины, имеющих практически одинаковый сюжет и композицию. Обе были написаны Леонардо да Винчи, но в разное время. Первая версия была создана в 1483-1486 годах и отличается большими размерами – она на 8 см выше второй. Вторая, так называемая «лондонская», была написана в начале 1500-х годов. По мнению искусствоведов, Леонардо да Винчи работал над нею совместно с братьями де Преди.

«Лондонская версия» демонстрирует, насколько скрупулёзно да Винчи подходил к свои картинам. После инфракрасного исследования выяснилось, что «Мадонна в скалах» написана поверх другого полотна с также религиозным сюжетом – коленопреклонённой женщиной с младенцем в руках. Также на «лондонской» версии обнаружено множество правок, которые внёс сам автор.

Сюжет картины демонстрирует коленопреклонённую Деву Марию, покровительственно кладущую руку на изображённого ребёнком Иоанна Крестителя. В правой части – младенец Иисус, благословляющий их при поддержке крылатого ангела. Нежная, спокойная сцена контрастирует с мрачными обрывистыми скалами на фоне.

Из-за того, что композиция выполнена в форме пирамиды, «Мадонна в скалах» часто используется современными писателями для демонстрации различных конспирологических приёмов. Например, она появляется в книге «Код да Винчи» за авторством Дэна Брауна. Её упоминает и писатель-фантаст Пол Андерсен в рассказе «Свет».

«Портрет музыканта» (Ritratto di musico)

Рейтинг: 4.5

«Портрет музыканта» (Ritratto di musico)

В 1490-х годах Леонардо да Винчи начал работу над картиной «Портрет музыканта», но так и не успел закончить её. Правда, ничто в этом полотне не демонстрирует его незавершённости. Возможно, некоторые линии не столь размыты, как у других картин – но это не привлекает внимания, поскольку художник со свойственном ему работой с цветом и светом акцентирует композицию на лице изображённого персонажа.

Собственно, понять, кто изображён на полотне, удалось только в середине XX века. До этого считалось, что персонаж картины – герцог Джан Галеаццо, поэт Петрарка или ещё один представитель миланской власти Лодовико Моро. В пользу последней версии говорили ещё и то, что жену этого герцога, Беатриче д’Эсте, изобразил современник Леонардо да Винчи – Джованни Амброджио де Предис.

В XX веке картину реставрировали, очищая слой краски от грязи. После этого на листе бумаги, которую персонаж держит в руках, проступили слова Cantum Angelicum и нотные символы. Так удалось понять, что на нём изображена табулатура «Ангельской песни». А персонаж картины – не герцог или поэт, а музыкант. Сейчас искусствоведы спорят о том, какой именно.

«Богоматерь с младенцем и Святой Анной» (Sant'Anna, la Madonna, il Bambino)

Рейтинг: 4.6

«Богоматерь с младенцем и Святой Анной» (Sant'Anna, la Madonna, il Bambino)

Несмотря на то, что эта картина относится к позднему творчеству да Винчи, на ней изображён классический сюжет «Анна-втроём». Однако в Италии он не был распространён, так что художника обвинить в плагиате невозможно.

«Анна-втроём» подразумевает изображение трёх главных личностей христианской религии – Святой Анны, матери Девы Марии; непосредственно Девы Марии; и её сына – Иисуса Христа. Как правило, они сидят на коленях друг у друга, демонстрируя эффект mise en abyme.

Леонардо да Винчи немного отошёл от классической концепции «Анна-втроём», продемонстрировав Деву Марию, сидящую на коленях матери, и Иисуса, играющего рядом. История показала, что сюжет очень заинтересовал художника – он создал огромное количество набросков. Сама картина создавалась в течение более чем 10 лет, но при этом множество деталей на ней оказались незаконченными.

Как и в «Мадонне в скалах», центральная композиция полотна имеет форму пирамиды. Тем не менее, элементы более гладкие и округлые. Сама картина, как и многие другие работы да Винчи, лишена торжественности, свойственной полотнам на религиозную тематику. Вместо этого ей свойственна некоторая интимность, так что ряд зрителей могут почувствовать неловкость, глядя на ней.

Интересно, что некоторые искусствоведы углядели в работе критику церкви. Ребёнок Иисус в композиции обнимает агнца, который символизирует будущие Страсти Христовы. Мать, Дева Мария, пытается отвести сына от ягнёнка. А вот Святая Анна не позволяет ей этого сделать. Таким образом, искусствоведы полагают, что да Винчи в этой картине пытался сказать, будто церковь не допустила бы отсутствия Страстей Христовых.

«Прекрасная Ферроньера» (La belle ferronnière)

Рейтинг: 4.7

«Богоматерь с младенцем и Святой Анной» (Sant'Anna, la Madonna, il Bambino)

«Прекрасная Ферроньера», написанная в конце XV века, до сих пор является объектом споров среди искусствоведов. Точно установить её авторство не получается – возможно, оно принадлежит самому да Винчи либо кому-то из его учеников. В пользу последнего говорит некоторая небрежность, отсутствие свойственной автору размытости деталей и акцентирование на украшениях. Тем не менее, картина точно вышла из мастерской да Винчи.

Сама картина являет собой поясной портрет, изображающий сидящую в три четверти женщину. Несмотря на то, что она повёрнута в сторону зрителя, взгляд героини уведён в сторону. Женщина носит большое количество украшения, включая фероньерку, повязанную по ломбардской моде.

Парапет, находящийся в нижней части картины и будто бы обрезающий фигуру, является частью замысла – в миланской портретной живописи в те времена было модно добавлять этот элемент. Тем не менее, некоторые искусствоведы – в том числе Виктор Гращенков – придерживаются иного мнения. По их словам, парапет добавлен для того, чтобы скрыть неудачно получившиеся руки, изначально являющиеся частью картины.

Загадкой остаётся и название, и персонаж картины. Сама фраза «Прекрасная Ферроньера» написана на полотне. Искусствоведы полагают, что на картине изображена либо дочь зажиточного торговца металлическими изделиями, либо любовника французского короля Франциска I, либо жена адвоката Жана Феррона. Либо просто название дано в честь того самого украшения, которое находится на лбу персонажа.

«Дама с горностаем» (Dama con l'ermellino)

Рейтинг: 4.8

«Дама с горностаем» (Dama con l'ermellino)

Ещё одна картина, в авторстве которой искусствоведы несколько сомневаются. Тем не менее, полотно полностью соответствует стилю Леонардо да Винчи – даже персонаж на нём изображена в три четверти и с отведённым от зрителя взглядом.

Как предполагается, на этом портрете, выполненном в 1489-1490 годах, изображена Чечилия Галлерани – любовница миланского герцога. Это подтверждает и сонет Бернардо Беллинчионе, который, увидев картину, поразился её красотой и точностью. В стихотворении поэт упомянул, что работа принадлежит кисти непосредственно да Винчи.

Одна из проблем идентификации авторства заключается в том, что «Дама с горностаем» подверглась огромному количеству правок. Она переписывалась, менялись детали и фрагменты. Тем не менее, центральная часть картины – фигура женщины и непосредственно горностай – оставались практически нетронутыми, демонстрируя высокое мастерство работы.

Рентгенографическое исследование позволило выявить, какие именно детали подверглись правкам. Так, был полностью перекрашен фон – похоже, изначально он был тёмно-синим, но затем его поменяли на чёрный; также замазали находящееся за левым плечом дамы окно. Предполагается, что это было сделано Эженом Делакруа, который в 1830-1870-х годах проводил «ремонт» картины.

Картина пропитана символизмом. Горностай – геральдический зверь, его часто изображают на гербах и флагах различных королевств. Сама дама имеет весьма аристократические черты лица, а её поза подчёркивает некоторую высокомерность. Некоторые исследователи уловили и сексуальный подтекст – разрез на рукаве символизирует вагину, а анатомически точный зверёк со своей когтистой лапой демонстрирует эротичность.

«Мадонна Литта» (Madonna Litta)

Рейтинг: 4.9

«Мадонна Литта» (Madonna Litta)

Ещё одна картина Леонардо да Винчи, в которой художник изображает религиозную сцену как бытовую. В центре композиции – Мадонна (она же Дева Мария), которая держит на руках младенца Христа и кормит его грудью.

Композиция перерабатывает традиционную концепцию «ветроград заключённый». Хотя и цветов на картине нет, есть только крошечный щегол, которого держит в ручке младенец Христос, однако Дева Мария по-прежнему изображена заключённой. Тёмный задний фон – стена дома или башни, через окна в которой просматривается выполненный в голубых тонах пейзаж.

Картина также демонстрирует традиционную для да Винчи работу со светом. Он падает откуда-то спереди и сверху, но при этом освещает только персонажей, остальные элементы окружения затемнены и размыты. Но при этом даже фронтальный план невероятно детализирован. Мадонна одета в специальное платье с разрезами, через которые предполагалось кормить ребёнка. Оба они были зашиты. Как следствие, Мадонна приняла решение отлучить сына от груди. Но в последний момент изменила его – один из разрезов торопливо разорван, на нём осталось несколько стежков и видны обрывки нити.

Это был драматический момент – когда мать решила отлучить сына от груди. Но в какой-то момент ей не хватило силы воли – и она вернулась к вскармливанию.

«Мона Лиза» («Джоконда») (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo)

Рейтинг: 5.0

«Мона Лиза» («Джоконда») (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo)

«Мона Лиза» – одно из самых известных произведений мирового искусства в целом и Леонардо да Винчи в частности. Была написана, согласно исследованиям, в 1503-1505 годах. Изображает, по мнению искусствоведов, Лизу Герардини – супругу Франческо дель Джокондо, который в начале XV века был зажиточным торговцем шёлком во Флоренции. Сейчас картина выставлена во французском Лувре.

Один из самых известных элементов и символов картины – лёгкая блуждающая улыбка на лице Джоконды. Она встречается во многих работах великого Леонардо да Винчи (например, в «Иоанне Крестителе» или «Богоматери с младенцем и Святой Анной»), но именно в «Моне Лизе» она стала совершенной. В то же время, некоторые исследователи полагают, что загадочность улыбки – это искусственно созданный штамп, поскольку Вазари в XIX веке назвал её просто «приятной». Писатель-романтик Теофиль Готье описал её как «оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя».

Разные исследователи видели в улыбке Джоконды различные символы. Кто-то определял её как горделивую, а другие – как нежную; как чувственную и как кокетливую; как жестокую и как скромную. Дополнительно образ усложняет и делает загадочным отсутствие бровей и гладко выбритый лоб. Искусствовед Борис Виппер говорит, что все эти толкования – ложны, поскольку в Джоконде присутствует лишь одна черта – одухотворённость.

Интересную теорию приводит и философ Алексей Лосев. По его словам, улыбка Мона Лизы – «бесовская», а сама героиня глядит с той расчётливой жестокостью, с которой хищники смотрят на жертв, осознавая их беспомощность.

Интересно, что изначально «Мона Лиза» была больше. Буквально. Полотно было шире и выше, по краям находились колонны. Но затем картину обрезали. Это подтверждает и остаток базы колонны на левой части полотна, и репродукция под названием «Айзелуортская Мона Лиза».

Сейчас картина выглядит намного более тёмной, чем ранее. Леонардо да Винчи экспериментировал с красками, в результате чего они стали недолговечными. Например, фреска «Тайная вечеря», созданная с использованием этих же материалов, сейчас и вовсе кажется лишь буро-коричневым полотном. Исследователи полагают, что рукава Мона Лизы были красными – но из-за времени потемнели и стали практически чёрными.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...