10 лучших произведений Фёдора Михайловича Достоевский - рейтинговое агенство SimpleRule

10 лучших произведений Фёдора Михайловича Достоевский

eye 207

Классик и один из лучших психологов мировой литературы, получивший признание в свое время и ставший культовым в эпоху современности. Достоевского можно не понять, только если не прочесть его книги. А если все равно непонятно, то лучше прочесть их еще раз. Мастер глубокой драматургии и настоящий гений пера погружает в суровый мир русского общества 19-го века. Вашему вниманию десять лучших произведений автора.

Великий русский психолог души: самые лучшие произведения Фёдора Миха́йловича Достое́вского

Номинация Место Наименование Рейтинг
Рейтинг лучших произведений Достоевского      10 Бедные люди (1844-1845 годы)      4.1
     9 Белые ночи (1848 год)      4.2
     8 Записки из мертвого дома (1860-1861 годы)      4.3
     7 Униженные и оскорбленные (1861 год)      4.4
     6 Записки из подполья (1864 год)      4.5
     5 Игрок (1866 год)      4.6
     4 Преступление и наказание (1866 год)      4.7
     3 Идиот (1867-1869 год)      4.8
     2 Бесы (1870-1872 годы)      4.9
     1 Братья Карамазовы (1879-1880 годы)      5.0

Бедные люди (1844-1845 годы)

Рейтинг: 4.1

Бедные люди (1844-1845 годы)

Первое печатное детище великого писателя, еще не успевшего огранить к тому моменту свой талант, но смело заявившего о себе всей России. Оригинально для тогдашнего времени написанная история создана в эпистолярном жанре: роман в виде писем – яркое описание жизни двух главных героев – Макара Девушкина (немолодого чиновника) и Варвары Доброселовой (девушки-сироты).

Роман считается своеобразным отражением сентиментального романа в письмах «Страдания юного Вертера», написанного Гёте в 1774 году. Варвара и Макар – это Лотта и Вертер, помещенные в нищую и лишенную надежд петербуржскую жизнь низших слоев населения. В романе «Бедные люди» отражены люди не только небогатые в буквальном смысле слова, но и бедные духовно: их жизнь лишена притязания на радость и успех. Это – мечтатели, мечтатели пассивные, чья судьба по сути своей трагична и все свои несчастья они принимают как «промысел Божий».

Современная критика тех времен не оставила молодого писателя без внимания. Как писал сам Достоевский в письме к брату: «…о «Бедных людях» говорит уже пол-Петербурга». И, действительно, интерес к произведению тогда еще неизвестного никому автора был просто ошеломительным. 25-летний молодой человек получил множество отзывов от именитых и не очень критиков.

Были среди них как лестные, так и откровенно унижающие его как писателя рецензии. Одним из первых, кто прочел рукопись Достоевского, стал известный русский критик Белинский. Он же поспособствовал публикации произведения и дал ему высочайшую оценку, разглядев редкий талант в молодом даровании.

Белые ночи (1848 год)

Рейтинг: 4.2

Белые ночи (1848 год)

Еще одно произведение ранних лет творчества писателя. Повесть, которую многие читатели незаслуженно обходят стороной. Работа над ней велась в течение всей осени 1848 года. Практически сразу Достоевский получил разрешение цензурного комитета Петербурга на публикацию. По сюжету главным героем произведения выступает мечтатель – человек робкий, тихий и одинокий. Однажды в белую ночь он знакомится с девушкой, в которую влюбляется. Она же видит в нем родную душу и воспринимает как своего брата.

Настенька решается рассказать ему свою историю: о том, как все свои ранние годы прожила со слепой бабушкой после смерти родителей. Та никогда не отпускала ее надолго и часто пришпиливала к своему платью булавкой. Жизнь Насти сложно назвать веселой или разнообразной. Но для нее все меняется, когда к ним с бабушкой приезжает постоялец, пожалевший девушку. Настя сразу влюбляется в него, но мужчина беден и обещает вернуться через год, когда заработает денег.

И вот проходит год, ее возлюбленный снова в городе, и Настенька узнает об этом. Но он не торопится к ней и не отвечает на ее письмо, а девушка самозабвенно ждет. Отчаявшись, она решается ответить на чувства мечтателя, но, случайно встретив своего возлюбленного, сбегает от мечтателя. Впоследствии она пишет ему письмо, в котором просит прощения за предательство. Но мечтатель не держит зла: он простил и продолжает любить. Ведь Настенька – ярчайшее событие в его жизни. А он – просто опора в тяжелую минуту, и теперь он снова одинок.

Суть мечтателя, которую Достоевский закладывал в своего персонажа, это не просто нерешительность или отсутствие стремлений в жизни. Сам писатель считал такой тип человека знамением своего времени: он писал, что в стране хватает характеров, жадных до деятельности, жизни, реальности, но при этом слишком женственных, слабых, чересчур нежных.

Результатом стало зарождение так называемой мечтательности, когда человек становится каким-то странным существом – мечтателем. Причиной тому он считал отсутствие в России общих для большинства интересов и невозможность полностью реализовать «жажду деятельности». Именно таким человеком и показан главный персонаж повести «Белые ночи».

Записки из мертвого дома (1860-1861 годы)

Рейтинг: 4.3

Записки из мертвого дома (1860-1861 годы)

Повесть в двух частях носит документальный характер: это фактически описание жизни человека на каторге от лица главного героя – дворянина Горянчикова. По сути, Достоевский знакомит читателей с тем, что увидел и пережил, будучи на 4 года сосланным в Омский острог, куда он попал по делу о петрашевцах («вольнодумцы», участники кружка Петрашевского, где обсуждали крепостное право, притеснения цензуры, вольности чиновничества и пр.).

В центре сюжета – дворянин Александр Горянчиков, осужденный на 10 лет за убийство жены. Он сам признал вину, назвав причиной ревность, а, отбыв срок, оборвал все родственные связи и остался жить в Сибири затворником. Главный герой зарабатывает репетиторством, а единственным его развлечением являются литературные зарисовки о каторге и чтение книг.

В повести нет целостного сюжета как такового: она оформлена в виде хронологических зарисовок, в которых описывается, как Горянчиков попал в незнакомую для него крестьянскую среду, как переживает от этого шок, пытается адаптироваться, поначалу не принимаемый каторжанами, презираемый за брезгливость и непрактичность, и, вместе с тем, уважаемый за принадлежность к дворянству.

Главный герой попадает во «второй разряд» – в крепость. Всего в 19-м веке на каторге Сибирской было 3 разряда: 1-й – рудники, 2-й – крепости, 3-й – заводы. Тяжесть уменьшалась от первого к последнему, но, по словам Горянчикова, самым строгим был, все же, второй. Он находился под управлением военных, и арестанты были всегда под наблюдением.

В «Записках из мертвого дома» Достоевский живо и детально описывает быт заключенных, их взаимоотношения, мысли о вере, совершенных преступлениях. Читатели смогут узнать о том, как каторжане работали, как и за что их наказывали, как заключенные развлекались, зарабатывали деньги и пр. Подробно рассматривается национальный состав острога, а также отношение самих каторжан к своему заключению и «соседям» различных национальностей.

Униженные и оскорбленные (1861 год)

Рейтинг: 4.4

Униженные и оскорбленные (1861 год)

В тот период, когда Достоевский взялся за написание романа «Униженные и оскорбленные», в России наблюдался значительный подъем общественной жизни, и тема расслоения общества стояла особо остро. Именно эта проблема четко прослеживается в сюжете произведения, центром которого является жизнь семьи богатого дворянина – князя Валковского – философа и циника, чей непомерный эгоизм и гордость невероятно слепы. Этот персонаж стал прототипом для создания героев более поздних произведений писателя – Свидригайлова, Раскольникова и пр.

Достоевскому удалось очень ярко противопоставить богатой семье людей бедных, в роли которых в романе предстает семья обнищавшего помещика Ихменёва. Несмотря на невозможность взаимодействия столь разных слоев, это происходит, когда Ихменёв нанимается к Валковскому в качестве управляющего поместьем. И, все бы ничего, но ситуация постепенно осложняется тем, что дети семейств принимают решение соединить себя узами брака, причем без родительского благословения, что по тем меркам ситуация немыслимая.

В романе очень ярко отражены особенности жизни петербуржского дна в сочетании с загадочностью личности персонажей. «Униженные и оскорбленные» – произведение, в котором уже довольно четко прослеживается острый психологизм в описании героев. Это проявляется в том, что характеры персонажей зачастую ничем не мотивированы и являются не просто тем или иным социальным типом, а носителями конкретных идей в обществе.

Центральным персонажем произведения считается князь Валковский. Он – воплощение всесильного разрушительного зла, уничтожающего всех вокруг себя. Валковский не только рассуждает о собственном индивидуализме и стремлении наслаждаться жизнью: он считает себя вершителем судеб, он – «хищник», человек без идеалов, которому подвластно все. Именно он – причина страданий «униженных и оскорбленных».

Роман был довольно прохладно встречен критиками в свое время. Это можно объяснить тем, что петербуржское общество настороженно отнеслось к писателю, недавно вернувшемуся из ссылки. Тем не менее современные критики считают, что произведение было написано особенно остро, интересно и разнопланов: только настоящий мастер пера мог создать подобный психологический шедевр.

Записки из подполья (1864 год)

Рейтинг: 4.5

Записки из подполья (1864 год)

При жизни писателя повесть не была обделена вниманием, но осталась совершенно не понятой современниками, в том числе представителями литературного мира: большинство критиков и писателей не одобрили ее. Бывшая подруга Федора Михайловича – Суслова считала произведение «скандальной», «циничной вещью», Салтыков-Щедрин и вовсе высмеивал ее. И только критик, мемуарист Григорьев одобрил произведение: он был единственным, кто дал ему положительную оценку и обратил внимание на особую форму повествования.

Немногие тогда понимали, что Достоевский, по сути, стал «пророком грядущего возрождения». Он вывел своего героя за рамки тогдашней эпохи, находясь в тот период на стадии перерождения собственных убеждений в сторону индивидуализма. «Записки из подполья» – настоящий вопль ужаса, который звучит из уст человека, внезапно осознавшего, что всю свою жизнь он притворялся, лгал, уверял всех и себя в том числе в том, что высшая цель существования – служение человеку. Повесть – это отречение главного героя от своего прошлого, это акт трагедии.

Главным героем произведения выступает государственный чиновник (коллежский асессор), излагающий свою исповедь на бумаге. Проявляя недюжинное мужество, ключевой персонаж обращается к своей душе, входя в конфликт с собственным положением, ведь его политическая деятельность никак не соотносится с нравственными нормами даже по тем временам.

«Записки из подполья» – аллегорическая попытка главного героя спрятаться от презирающего окружающего мира и осмыслить человеческую суть, свое главное предназначение. Более полным представление о психологическом состоянии персонажа делает отсылка к его ранним годам, где уже видны первопричины его будущих страхов и душевных метаний. Итогом произведения, его «открытым» финалом является осознание героем идеи, скрытой в глубинах его души: «Мы…человеками-то быть тяготимся…с настоящим, собственным телом и кровью. Мы мертворожденные…скоро выдумаем рождаться как-нибудь от идеи».

Роман стал отправной точкой для экзистенциального направления в литературе первой половины 20-го века. Сам Ницше однажды сказал, что Достоевский стал единственным психологом, у которого ему удалось чему-нибудь научиться.

Игрок (1866 год)

Рейтинг: 4.6

Игрок (1866 год)

История создания романа довольно необычна и показательна. Не секрет, что Достоевский сам был долгие годы заядлым игроком и отчасти произведение можно считать автобиографическим. В 1863 году писатель приехал в немецкий Висбаден со своей подругой Полиной Сусловой. Всего за несколько дней он проиграл в рулетку не только все свои деньги, но и деньги подруги. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил с издательством своеобразный контракт-пари, по которому должен был написать новый роман за невероятно короткий срок – всего 26 дней (!).

По совету своего друга, журналиста, писателя, литературного критика Александра Милюкова Федор Михайлович решил для ускорения процесса воспользоваться услугами стенографистки, которой была Анна Сниткина, ставшая впоследствии его обожаемой супругой, с которой он прожил до конца своих дней.

Согласно сюжету романа, действие начинается в немецком курортном городке. Алексей Иванович (главный герой) в качестве учителя сопровождает семейство отставного генерала и влюбляется в его падчерицу Полину, которая пылает чувствами к французскому маркизу. Вся семья находится в ожидании смерти бабушки, чтобы получить огромное наследство. Но у судьбы злое чувство юмора: старушка выздоравливает и отправляется отдохнуть на тот же курорт, где находится ее родня, и проигрывает значительную часть состояния в рулетку.

Алексей решает помочь своей возлюбленной и выигрывает колоссальную сумму денег, но гордая девушка отклоняет эту помощь и заодно отвергает молодого человека. Все герои на некоторое время теряют друг друга из поля зрения. За это время Алексей становится не просто игроком, а заядлым игроком на рулетке. И однажды, спустя целых 2 года узнает, что Полина, все-таки, любила его, но уже ничего не изменить.

Роман ярко показывает как всепоглощающая страсть к игре, спровоцированная мучительной душевной болью главного героя превращает его не просто в азартного человека: игра для него – не увлечение или болезненная тяга, это суть его бытия.

Интересный факт. Спустя несколько месяцев после завершения романа Достоевский и Сниткина поженились, а свадебное путешествие их проходило в Европе (в Баден-Бадене). И там же история с крупным проигрышем повторилась. После этого писатель дал своей супруге слово больше не играть и сдержал его: он больше не садился за рулетку все оставшиеся 10 лет жизни.

Преступление и наказание (1866 год)

Рейтинг: 4.7

Преступление и наказание (1866 год)

Казалось бы, простой роман с простой фабулой – бедный студент совершает убийство. Но душевное потрясение, которое остается после прочтения произведения, – неизгладимо. Причина в том, что автору удалось создать тонкий и глубоко проникающий в сознание психологический триллер. В романе «Преступление и наказание» показана неразрешимость определенных ситуаций и роковые решения одного человека, которые приводят к трагическим последствиям.

В центре повествования бедный студент Родион Раскольников, который был вынужден уйти из университета из-за отсутствия денег для оплаты обучения. В течение целого месяца главный персонаж произведения вынашивает план убийства «гадкой старушонки» – «дела», которое поможет кардинально изменить его собственную жизнь и избавит сестру от постыдной необходимости выходить замуж за «благодетеля».

Но преступление Раскольникова начинается отнюдь не в тот момент, когда он с топором оказывается на пороге процентщицы. Этому предшествует «слово» (опубликованная студентом статья в газете – своеобразная проба «пера»), а затем «расчет» – попытка главного героя соотнести вред, который старуха-процентщица наносит миру, с благом, что загладит совершенное деяние.

Но за одной смертью начинает тянуться целая вереница бед: под топор Раскольникова попадает сестра старухи (вероятно, беременная), ставшая случайной свидетельницей убийства. Затем рушится жизнь красильщика Миколки, совершившего самооговор и признавшегося в убийстве, которого он не совершал. И, наконец, цепную и непредсказуемую реакцию запускает смерть матери главного героя.

В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников выступает не просто в роли молодого человека, совершившего чудовищное деяние по легкомыслию или поддавшегося странным идеям. Раскольников – герой высокой трагедии. Сам персонаж четко формулирует трагедийность всей ситуации, когда говорит своей сестре: «…и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее – несчастна будешь, а перешагнешь – может, ее несчастнее будешь».

В эпилоге произведения рассказывается про отбывающего 8-летний срок в крепости-остроге Раскольникова, который постепенно переосмысливает свой поступок: меняются его суждения, его помыслы о будущем, его внешность. Из красивого, высокого молодого человека он превращается в мужчину, который словно с трудом превозмогает физическую боль: «Брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный».

«Преступление и наказание» вызвало бурю эмоций у российского литературного сообщества и оказало влияние на мировую литературу: во Франции, Германии, Италии появились романы-«спутники», в которых авторы пытались развить тему «раскольщины».

Идиот (1867-1869 год)

Рейтинг: 4.8

Преступление и наказание (1866 год)

Произведение было одним из самых любимых у самого Достоевского, поскольку наиболее полно отражало его нравственно-философскую позицию. В основе сюжета главный герой – князь Мышкин: «странный образ», который вызывает много вопросов своим поведением, внешним видом, характером. Федор Михайлович создает невероятно острое и бросающееся в глаза отклонение героя от общественной нормы, представляя «положительно прекрасного человека» в виде «чудака», «идиота», «олуха» и пр.

Главным замыслом великого писателя, по его собственным словам, было стремление «изобразить вполне прекрасного человека». В письме своей любимой племяннице (С. Ивановой) он жаловался на то, что показать положительного человека в произведении – самая сложная задача из возможных для писателя. Ведь «прекрасное – это идеал, а идеал – ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался».

В мировой литературе подобный прием был задействован не раз: «шутов» и «простаков» там можно встретить немало. Одним из самых ярких считается Дон Кихот Сервантеса (любимая книга самого Достоевского).

Важно понять, что слово «идиот» в одном из культовых произведений русского писателя употребляется в нетрадиционном значении слова. В данном случае оно имеет множество смысловых оттенков. Ключевая же мысль состоит в том, что «идиотом» князя Мышкина воспринимают посредственности. Но иногда так думают и близкие к нему люди, считая его непохожим на других, даже нелепым, резко контрастирующим с общепринятой нормой.

А отклонение Мышкина от нормы заключается в том, что он человек редкой душевной доброты, бескорыстный, нравственно чистый, искренний, даже в чем-то по-детски наивный. Не зря несколько раз на протяжении повествования писатель акцентирует внимание на том, что князь – «невинный». Способность быть счастливым, любовь к людям, гармония с самим собой для окружающих главного героя персонажей – всего лишь «помрачение рассудка».

Бесы (1870-1872 годы)

Рейтинг: 4.9

Преступление и наказание (1866 год)

Роман считается одним из самых сложных в творчестве Федора Михайловича. Чтобы его понять и полностью раскрыть для себя суть, которую хотел передать автор, важно учитывать, что стало толчком для создания произведения. В 70-е годы произошло резонансное и абсурдное событие для тех времен – убийство студента, организованное революционно-террористической группой, возглавляемой С. Нечаевым.

Немалую роль при написании романа сыграло также женевское заседание конгресса Лиги мира и свободы, на котором присутствовал сам Достоевский. Он был шокирован тем, как перед многотысячной аудиторий открыто с трибуны провозгласили уничтожение монархий, христианской веры, частной собственности, чтобы «все было общее». Как он впоследствии писал племяннице «…огонь и меч…как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Изначально задумывавшееся как роман-памфлет, произведение постепенно превратилось в трагический роман, главный герой которого – Николай Ставрогин – поистине трагический персонаж. Это – демоническая, «сильная личность», холодный, расчетливый «бес», думающий о создании тайного общества. Писатель намеренно и четко проводит границу между поглощенностью идеей и идеализмом, который сопровождается отрывом от реальности. Такой человек не видит зла, поэтому в конце концов оно его поработит.

Достоевский мастерски концентрирует мелких «бесов» вокруг главного – Ставрогина. Некоторые из них – часть его трагической судьбы, некоторые – зло, порожденное им самим. Все произведение посвящено разгадке личности главного героя, обладающего невероятно многогранным, но обращенным во тьму характером. И это отчетливо проявляется в том, как духовная борьба Ставрогина приводит к пожарам, самоубийствам, убийствам и бунтам, топящим в крови весь город.

Братья Карамазовы (1879-1880 годы)

Рейтинг: 5.0

Преступление и наказание (1866 год)

Последний роман великого писателя, итоговое произведение его жизни, к созданию которого он шел на протяжении всего своего творчества. В «Братьях Карамазовых» автор глубоко затрагивает коренные проблемы не только русского человека, но и человечества в целом: смысл жизни, вопросы нравственности и духовного развития. Несмотря на уникальность и силу подачи, роман тесно перекликается с произведениями Шиллера, Шекспира, Гете и Гюго, «вскрывая» культурный контекст целой эпохи.

Предстающим в качестве главных персонажей братьям Карамазовым отведена в романе четкая роль: в их судьбе скрыта вся русская интеллигенция, будущее России, показана зависимость человека от нравственного развития. Один из братьев предстает в виде отчаявшегося атеиста, другой – фанатик, третий – живая сила. В романе показано три поколения: отцов, детей и будущего – «бродящих сил».

Ключевое понятие произведения – «карамазовщина» – стало нарицательным. Оно отождествляется с душевным хаосом и безудержными страстями. Достоевский тонко показал настоящую эпидемию безверия, которая, словно болезнь, поражает умы и обостряет низменные инстинкты (хамство, распущенность), превращая людей в толпу. Отсутствие запретов и крайний эгоизм – вот суть семейства Карамазовых: «гори хоть весь свет огнем, было бы одному мне хорошо».

Страстность русского человека показана в романе в виде разрушительной силы, но иногда и она может созидать. Судьба всех персонажей романа проявляется в своей двойственности: постоянным противоречием между потребностью в вере и склонностью ко лжи, оправдывающей эгоистические потребности человека. Достоевский показывает и то, как русский человек часто попадает в плен иллюзий, принимая за правду ложные идеалы и мнимые идеи гуманизма, а потом страдает от этого.

Во времена писателя критика не дала роману должной оценки. Многие увидели в нем жестокость, некоторые с ходу осудили Достоевского. Лишь к концу 19-го века началось глубокое изучение произведения, ставшего впоследствии культовым: на протяжении почти целого столетия сотни литературоведов и писателей занимались интерпретацией романа не только с точки зрения литературных традиций, но и национального самосознания.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...